«С момента основания в 1907 году музей был открыт в том числе для посетителей с инвалидностью»

Как создавалась доступная среда в Государственном Дарвиновском музее и как музей работает с посетителями, проекту АТОР «Туризм неограниченных возможностей» рассказала заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея Татьяна Кубасова.
Заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея Татьяна Кубасова
— Как и почему родилась идея организации доступной среды? Что привело к этому, с чего началась работа и как получилось эту задумку реализовать?

— Работа по созданию доступной среды и развитию инклюзии в Государственном Дарвиновском музее ведется уже достаточно давно. В архивных документах сохранилась информация, что почти с момента основания в 1907 году музей был открыт для широкой публики, в том числе посетителей с инвалидностью.

Основатель и первый директор музея Александр Федорович Котс с середины 20-х годов прошлого века проводил экскурсии для выздоравливающих бойцов Гражданской и позже – Великой Отечественной войны, помогая восстановлению общественных связей человека и наполняя его жизнь новым смыслом. Директор музея и его супруга Н. Н. Ладыгина-Котс взяли шефство над некоторыми московскими госпиталями, где читали лекции, принося с собой многочисленные экспонаты и наглядные пособия, помогающие слушателям познакомиться с темой рассказа.

Надежда Николаевна, будучи профессиональным психологом, проводила реабилитационную работу с ранеными женщинами, пострадавшими во время войны 1941-1945 годов.
С конца 80-х годов прошлого столетия Дарвиновский музей принимали в штат молодых сотрудников с инвалидностью, в то время это была большая редкость в музейном мире.
Когда в 1994 году музей переехал в новое здание по решению директора Анны Иосифовны Клюкиной здание и подъезды к нему были оборудованы пандусами для посетителей на колясках, установлен подъемник и оснащен всем необходимым туалет.

Сегодня пространство музея адаптировано для свободного посещения, доступны основная экспозиция и интерактивные зоны, музей организует инклюзивные выставки и мероприятия.

В учреждении активно развивается направление по созданию и апробации инклюзивных программ с участием посетителей с особенностями ментального развития, слепых, слабовидящих и слепоглухих, глухих и слабослышащих, а также других групп посетителей с инвалидностью. Они могут получить опыт неформального общения и взаимодействия, что способствует социальной адаптации и формированию необходимых социальных навыков. Коллекции естественно-научного музея способствуют развитию познавательной активности, обогащению сенсорного опыта, стимулированию самостоятельной творческой инициативы.

— Что из элементов доступной среды в музее можно отнести к типовым решениям, а какие решения и технологии – к инновационным? Расскажите немного об уникальных экспонатах музея. Есть ли условия для незрячих и глухих посетителей?

— Развитие инклюзии Дарвиновского музея строится на формировании доступности основной экспозиции, где используются тактильные модели, натуральные предметы (мех, кости, окаменелости) и художественные произведения (скульптуры), подписанные шрифтом Брайля. А также на создании разнообразных программ, включая адаптированные экскурсии и мастер-классы – все видеосюжеты снабжены субтитрами.

Партнерские выставочные проекты включают многообразие тем и способов коммуникации, а также обратную связь через образовательные программы («Другие», «Мир в руках» и пр.) и инклюзивные мероприятия (например, ежегодный праздник для посетителей «Дарвиновский музей – для всех детей»).

В коллекции музея есть не только чучела, окаменелости, картины и скульптуры, но и голоса животных, записанные научными сотрудниками в природе. На втором этаже можно послушать голоса зверей и птиц, размещенные в аудиоблоках.

Оба здания приспособлены для самостоятельного осмотра посетителями с инвалидностью. Новые экспозиции строятся по принципу универсального дизайна.

На 1 этаже основного здания расположен интерактивный образовательный центр «Познай себя – познай мир», созданный по принципам универсального дизайна. Открыт для посетителей с 1 сентября 2014 года. Он оснащен комплексами, доступными для тактильного осмотра: это скульптурные модели цветов и семян растений, произрастающих на территории Москвы и Московской области, модели животных, которых сложно рассмотреть в природе (жаба, кузнечик, ящерица и другие); 11 видов деревьев (ясень, дуб, клен и т.д.), произрастающих в городе. Можно узнать, как они устроены и потрогать настоящую кору. Также здесь можно услышать свое собственное сердцебиение и сравнить его с аналогичным у кошки, слона или колибри, по запаху определить виды растений и узнать об их влиянии на человека.

Для тех, кто за один раз хочет увидеть как можно больше, действует карта интересных экспонатов. Она была составлена на основе предпочтений посетителей. Можно исследовать экспозицию в форме игры, используя многочисленные путеводители, обучающие гиды и квесты.

В музее есть интерактивная экспозиция «Пройти путем эволюции» (пока, кстати, – единственная в России, доступная тотально слепым посетителям для самостоятельного осмотра). При входе размещена рельефно-графическая мнемосхема, экспонаты для тактильного осмотра имеют описание со шрифтом Брайля, звуковое оформление несет дополнительную информацию об эпохах развития планеты с момента зарождения жизни до появления современного человека.

Вокруг музея создана экологическая тропа, где можно познакомиться с растительностью и животными миром Москвы. Коллекция живых растений на экологической тропе Дарвиновского музея включает сотню видов! Наиболее интересные растения снабжены описаниями со шрифтом Брайля. Там же, в небольшом палеопарке, созданы модели вымерших животных в натуральную величину, чьи останки были обнаружены на территории России. Завершает общую композицию палеобеседка, где под слоем песка можно самостоятельно отыскать окаменевшие останки древних животных, обитавших в юрском море, и витрина «Каменная летопись Подмосковья», где разместились палеонтологические экспонаты древних морей и суши, когда-то существовавших на территории Москвы.

Посещение музея – это не только познавательная составляющая, а, в первую очередь, эмоциональная мотивация активного образа жизни. Положительные эмоции и непосредственное общение разрушают внутренние барьеры и вовлекают людей в социум.
— Как вы информируете людей с инвалидностью о доступных услугах и возможностях музея?

— По каналам, которые представители разных целевых аудиторий используют в своей повседневной жизни, в большинстве случаев это «сарафанное радио», для реализации проектов мы приглашаем экспертов разными способами.

Иногда посетители сами пишут запрос в экскурсионное бюро или в социальные сети музея.
Для посетителя знакомство с музеем происходит гораздо раньше, чем человек попадает в его стены, поэтому на официальный сайт музея адаптирован для людей с ослабленным зрением или незрячим. Также есть отдельный раздел «Доступный музей» Здесь можно получить информацию о приспособленности инфраструктуры музея, программах и экскурсиях, и имеется перечень дополнительных возможностей, доступных для посетителей с инвалидностью.

— Как вы мотивируете персонал для работы с ОВЗ, как обучаете? Все ли сотрудники музея имеют опыт приема гостей с ОВЗ?

— Все регулярно перед крупными мероприятиями проходят дополнительный инструктаж. Ежегодно научные сотрудники повышают квалификацию, проходят курсы – есть штатный сотрудник, тифлокомментатор, и обязательно те, кто обслуживает технику (например, подъемное устройство).

Ежегодно в рамках наших курсов повышения квалификации проходят подготовку сотрудники российских музеев по развитию инклюзии в музее

— Как часто музей посещают люди с инвалидностью? Какие категории посетителей чаще всего пользуются доступной средой? Получали ли вы обратную связь от посетителей с инвалидностью? Что они чаще всего отмечают?

Ежегодно наш музей посещают сотни тысяч человек. Если учитывать тех людей, кто взял бесплатный билет, предъявив документ об инвалидности, то их от 10 до 16 тыс. человек ежегодно.

Никогда не занимаемся сегрегацией по признаку инвалидности у посетителей, и если он взял билет по полной стоимости – это его личное дело, никто не допрашивает, есть у человека инвалидность или нет, и если есть, то какая. Единственное исключение – это экскурсионные группы, где научный сотрудник должен знать, как правильно выстроить маршрут и предоставить дополнительные материалы для экскурсии или организовать инклюзивный праздник, когда требуется помощь от сотрудников.

Всегда стараемся получать обратную связь, в основном это бывают благодарности. Но бывают, что эксперты нам рассказывают, что можно улучшить и мы всегда советуемся со специалистами.
— Какими вашими заслугами, успешным опытом вы могли бы и хотели бы поделиться с другими музеями или учреждениями культуры?

— Делимся регулярно. на «Интермузее» (фестиваль музеев, – прим. ред.), на тематических семинарах, на наших курсах и стажировках для сотрудников российских музеев.

— Если рассматривать развитие доступной среды как проект, какие были основные стадии в его развитии? Как адаптированы элементы доступности под формат здания, с чего вы начали, на что обращали внимание, какие «подводные камни» учитывали в первую очередь?

С 2003 года, благодаря инициативе заведующей справочно-библиографическим отделом Ольги Павловны Ваньшиной в сотрудничестве с генеральным директором НУ ИПРПП «Реакомп» Сергеем Николаевичем Ваньшиным, работа по приспособлению музея для посетителей с инвалидностью стала осуществляться более целенаправленно. Совместная работа развернулась и продолжается и сейчас на основе заключенного между музеем и НУ ИПРПП «Реакомп» «Соглашения о сотрудничестве», подписанного 4 мая 2003 года. Это взаимодействие положило начало методически обоснованному комплексному приспособлению Государственного Дарвиновского музея и создало предпосылки развития инклюзии.

Уже с 2005 года в нашем учреждении реализуется долговременный проект по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами. Это совместная работа сотрудников музея и реабилитационных учреждений, направленная на создание комфортной среды и разработку методов, помогающих интеграции посетителей с инвалидностью в культурное пространство.
Осуществляя координационную деятельность, музей разработал и внедрил собственную программу «Доступный музей».

В рамках реализации Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» музей постоянно сотрудничает с Департаментом социальной защиты населения. А 21 февраля 2013 года было подписано соглашение об установлении долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества с Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ).
Беседовала Елена Соловьева
Фото предоставлены Ольгой Кузнецовой