Как принимают посетителей с инвалидностью в Музее русского импрессионизма

В Музее русского импрессионизма до 1 июня открыта выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм», которая заняла все три этажа здания. Она доступна для посетителей с разными формами инвалидности. Одна из «фишек» экспозиции – тактильные станции, с помощью которых познакомиться с художественными произведениями смогут и незрячие гости.
Вход в Музей русского импрессионизма. Фото АТОР
Экспозиция включает в себя работы из собрания музея, а также полотна, привезенные из музеев и частных собраний со всей России.

Доступность – это не идея, а ценностная политика

Для людей на креслах-колясках препятствий для передвижения по музею и обзору экспозиции не существует. Для глухих и слабослышащих проводятся экскурсии с глухими гидами на русском жестовом языке.

Занятия для посетителей с нейроотличиями проходят в самой экспозиции и в творческой студии: посетители знакомятся с выставкой через воспоминания Константина Коровина, чьи картины широко представлены в музее. По заданному лейтмотиву проходит прогулка по выставке, и по итогу в студии создается творческая работа.

Для всех категорий посетителей учитывается также и возраст: программы делятся на взрослые и детские.

«Это не идея, а ценностная политика – мы стараемся делать пространство доступным и комфортным для посетителей с разными потребностями. Это ориентир, которого мы придерживаемся с момента открытия музея в 2016 году. При реконструкции здания это изначально было заложено в план», – рассказала «Вестнику АТОР» координатор программ доступности и инклюзии Музея русского импрессионизма Елизавета Кабаева.

Что такое тактильные станции и как они помогают познавать искусство

Каждая выставка Музея русского импрессионизма сопровождается тактильными экспонатами.

На выставке «Изображая воздух. Русский импрессионизм» представлено шесть тактильных станций, созданных совместно с Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Они помогают познакомиться с выставкой незрячим и слабовидящим гостям.

Станция состоит из тактильной модели, дополнительного элемента и клоша с ароматом. Тактильные станции разработаны для картин:

  • «Фонарики в саду» Ивана Куликова из собрания Муромского историко-художественного музея;
  • «Золотые волосы» Николая Фешина из коллекции Приморской государственной картинной галереи;
  • «Женщина в желтой рубахе» Абрама Архипова из частного собрания;
  • «Подснежники» Станислава Жуковского из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника;
  • «В мастерской художника» Константина Коровина из Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых;
  • «Иней» Игоря Грабаря из коллекции Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых.

Тактильные модели изготавливаются по двум технологиям: «тактильная графика» – техника послойной цветной печати, как наносится шрифт Брайля, и «высокий рельеф», когда скульптор из пластилина лепит форму и отливает ее в пластике.

Гостям с менее развитым тактильным восприятием, например, тем, кто потерял зрение недавно, тактильные модели могут быть не так интересны. Для слепорожденных людей тактильные модели являются важной частью доступности музейных экспозиций.

Для создания дополнительного тактильного экспоната из композиции картины выбирается элемент: например, если на картине девушка изображена в лаптях, то в качестве тактильного экспоната кладется лапоть. Если на полотне представлена керамическая ваза – дополнительным экспонатом будет кусочек керамики, если изображена дама в шерстяном платке, то посетители имеют возможность потрогать фрагмент шерстяной ткани.

Формулу аромата под конкретную картину разрабатывает парфюмер, для данной выставки ароматы подбирались из коллекции бренда парфюмерии и косметики MOLECULA. Запахи призваны дополнить спектр ощущений от знакомства с произведениями искусства. Если на картине изображена клубника, то и в аромате доминирует клубничный запах. Сам аромат имеет название и тоже сопровождается описанием оттенков и ноток созданной формулы.

«Это не про компенсаторное замещение – важно преобразовать то, что мы видим перед собой для восприятия объекта другими органами чувств, т.е. интерпретировать материал. На текущей выставке информация о картине выстроена через нарратив, связанный с предметным миром художника: палитра, тюбики с краской, кисточки. Это все связано с полотном, которое представлено», – рассказывает Елизавета Кабаева.

Важно и то, что тактильные станции, созданные специально к картине, после завершения выставки в Москве отправятся в регионы, откуда приехала картина. Например, в Приморскую галерею поедет обратно и картина «Золотые волосы» Николая Фешина, и тактильная станция, чтобы стать неотъемлемой частью экспозиции. То есть возможность познакомиться с произведениями искусства получат не только москвичи и гости столицы.

Как проходят тифлоэкскурсии в Музее русского импрессионизма

Знакомство с тактильной станцией происходит во время тифлоэкскурсии, которая начинается с описания самого пространства, застройки выставки.

«Это очень важный компонент, который влияет на восприятие, он созвучен с кураторской идеей – в данном случае, округлые стены напоминают закругленный импрессионистический мазок и вторят архитектуре овального здания музея. Светло-голубые стены «перекликаются» с названием выставки – «Изображая воздух». И пространство залов за счет цвета кажется больше и просторнее, чем есть на самом деле», – объясняет координатор программ доступности и инклюзии.

Кстати, новые стены в выставочных залах возводятся специально под каждую выставку. Поэтому и с незрячими гостями гиды в первую очередь осматривают стены, изучают пространство тактильно.

Первая картина, с которой знакомят слепых и слабовидящих посетителей на тифлоэкскурсии – это «Под березами» Игоря Грабаря, где художник изображает свето-воздушную среду. Чтобы визуальный эффект можно было передать словами, гостям рассказывают, например, что мастер оставил непрокрашенным пространство между холстом и закругленными мазками.

Бесплатные экскурсии проводятся по предварительному заказу, могут быть сборными и индивидуальными. Однако маршрут фиксированный – посетители проходят по заранее подготовленной программе. Иногда музей предлагает экскурсии по узкой теме или творчеству конкретного художника, но такие варианты заранее анонсируются.

Понятия «доступность» и «инклюзия» следует разграничить

Философия инклюзии в музее выстраивается исходя из того, что это понятие следует воспринимать более широко, чем доступность физической среды и информации.

«Инклюзию понимают как работу с людьми с инвалидностью. Но на самом деле эта тема шире. Это работа с так называемыми «непредставленными группами»: это люди с опытом бездомности, с миграционным опытом. Например, коллеги в Пушкинском музее сейчас предлагают регулярные арт-медиации на киргизском языке – это тоже про доступность и инклюзию. И этот вектор мы стараемся включать в нашу работу», – говорят в музее.

В частности, 30 марта, в День бездомного человека, Музей русского импрессионизма вместе с благотворительной организацией «Ночлежка», Государственным Эрмитажем, Музеем Москвы и Еврейским музеем и центром толерантности поддержал общественную акцию, призванную привлечь внимание к проблемам бездомных людей в России.
В поддержку акции и в рамках выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма был представлен проект «Искусство без дома».
Елена Соловьева, Екатерина Тропова
Фото: АТОР