«Инклюзия – это не формальное требование, а процесс, требующий вдумчивого, уважительного и профессионального подхода»

В Архангельске относительно недавно появилось еще одно пространство, полностью доступное для туристов с инвалидностью. Отдел «Музей природы» Архангельского краеведческого музея после реконструкции стал удобнее для посетителей на креслах-колясках. Обо всех подробностях работы с туристами с ОВЗ в обновленном помещении рассказала директор музея Александра Богданова.
Директор Архангельского краеведческого музея Александра Богданова. Фото предоставлено спикером.
Почему и когда была реализована идея организовать доступную среду в вашем музее? С чего началась работа?

– Организация доступной среды для людей с инвалидностью – неотъемлемая часть современной инфраструктуры как города в целом, так и каждого социально значимого учреждения, включая музеи. Под доступностью мы понимаем не только физическую возможность попасть в здание и передвигаться по нему, но и равный доступ к информации, музейным услугам и образовательным программам.

Архангельский краеведческий музей располагается в двух зданиях: в историко-архитектурном комплексе «Архангельские Гостиные дворы» и по адресу площадь Ленина, 2, где в жилом доме размещается отдел «Музей природы».

Если говорить о Гостиных дворах, то здесь организация доступной среды реализована не в полном объеме. В настоящее время люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут свободно передвигаться только по первому этажу здания.

В то же время отдел «Музей природы» (площадь Ленина, дом 2) оборудован в полном соответствии с актуальными требованиями доступности. Реализация этих мер стала возможной благодаря участию музея в национальном проекте «Культура».

Поэтому и говорить будем преимущественно про него, как наиболее технически оснащенном подразделение. В Гостиных дворах скорее уместно вести речь в разрезе работы с людьми с ментальными особенностями.
Кто помогал вам в реализации проекта по созданию доступной среды (государственные программы, спонсоры, общественные организации)? Как вы оцениваете стоимость таких проектов? Насколько они затратны для музея?

– Работы по созданию доступной среды в нашем музее на площади Ленина, 2 были проведены в рамках капитального ремонта и модернизации выставочных помещений, реализованных по нацпроекту «Культура» в 2023 году.

Создание доступной среды – задача комплексная и затратная. Она включает не только перепланировку пространства, но и оснащение специализированным оборудованием: пандусами, подъемниками, тактильными моделями, аудиогидами, табличками со шрифтом Брайля и многим другим. Такое оборудование, как правило, является узкопрофильным и дорогостоящим.

Для большинства музеев, особенно региональных и небольших, реализация таких проектов возможна только при поддержке государства, участии в грантовых конкурсах и помощи спонсоров. Эта поддержка имеет принципиальное значение – без нее создать полноценную доступную среду и обеспечить равные возможности для всех посетителей было бы сложно.

Как понять, можно ли создать в конкретном музее доступную среду? Как спланировать такую работу? Поделитесь, пожалуйста, опытом.

– Любой проект по созданию доступной среды начинается с тщательного анализа текущего состояния объекта и его особенностей. Оценивается не только само здание, но и окружающая инфраструктура: оборудованы ли тротуары тактильным указателями, оборудованы ли парковки специально отведенными местами для людей с инвалидностью, предусмотрены ли пандусы для компенсации перепадов высот на пути следования, оснащены ли пешеходные переходы светофорами с звуковыми сигналами и т.д.

Такой комплексный подход позволяет определить, насколько доступен путь к зданию для различных категорий маломобильных граждан, и выявить проблемные зоны ещё до начала проектирования.

На основании обследования помещений, входных групп и прилегающей территории формируется перечень препятствий, затрудняющих передвижение и восприятие информации людьми с инвалидностью. Параллельно определяются возможные способы устранения этих барьеров.

Следующий этап – проектирование. Здесь разработанная концепция доступности приобретает конкретные формы: составляются технические задания, схемы, планы и чертежи. Это позволяет точно определить объём работ и те мероприятия, которые необходимо провести, чтобы обеспечить условия равного доступа для всех посетителей, независимо от их физических возможностей.

Какие элементы доступной среды в итоге появились в музее?

Экспозиция на первом этаже здания на площади Ленина, 2 была доступна для посетителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и до ремонта. Однако после проведённых работ условия стали значительно более комфортными и современными: установлен более пологий пандус с кнопкой вызова персонала, полностью устранены пороги, обустроена удобная входная зона с просторным гардеробом, оборудован санитарный узел, адаптированный для маломобильных посетителей.

Также внедрена система навигации для людей с нарушениями зрения, при необходимости предоставляется инвалидная коляска. Для слабовидящих гостей установлены тактильные таблички и тактильно-звуковые мнемосхемы, выполненные с применением рельефно-точечной графики и шрифта Брайля.

Экспозиционное пространство спроектировано таким образом, чтобы обеспечить свободное передвижение и полноценный осмотр экспонатов для посетителей на инвалидных колясках или с другими вспомогательными средствами.

Особое внимание уделено тактильным материалам: каждый посетитель, в том числе с тотальной слепотой, может изучить содержимое тактильных ящиков, включённых в экспозицию.

Для доступа на второй этаж музея используется автономный гусеничный подъёмник. Он обеспечивает комфортный подъём для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая тех, кто передвигается на инвалидной коляске. Такой подъёмник компактен и не требует сложного монтажа в пространстве, как стандартные наклонные или вертикальные подъемные системы. Однако его использование требует помощи персонала, поэтому необходимо обучение по работе с оборудованием сотрудникам музея.

На каждом этаже музея предусмотрены зоны для отдыха.

Как часто к вам приходят люди с инвалидностью? Какие категории посетителей чаще всего пользуются доступной средой? Получали ли вы обратную связь от посетителей с инвалидностью? Что они чаще всего отмечают?

– В отделе «Музей природы» просторный экспозиционный зал позволяет свободно передвигаться людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что отмечают как сами гости, так и их сопровождающие. Большой интерес вызывают тактильные ящики, интерактивные киоски и увлекательная игра «Биоценоз» – они делают знакомство с природой доступным и увлекательным для всех возрастов и возможностей.

В Гостиных дворах успешно реализуется проект «Для музея – возраст не помеха», в котором участвуют подопечные Приморского комплексного центра социального обслуживания населения, а также пансионатов «Опека» и «Забота». Каждый третий четверг месяца для них организуются тематические мероприятия: экскурсии, мастер-классы, творческие встречи. После занятий учреждения публикуют в своих социальных сетях фотографии и отзывы, делятся впечатлениями и благодарят наших сотрудников. Такие отклики очень вдохновляют команду и подтверждают важность и нужность нашей работы.

Как организована программа для гостей с ментальными нарушениями?

– Индивидуальной программы для посетителей с ментальными нарушениями не предусмотрено, однако музей активно сотрудничает с коррекционными школами. Совместно с педагогами составляется индивидуальный план посещений на учебный год для каждого класса, который затем реализуется на базе музея.

Кроме того, при поступлении групповых заявок от организаций, сопровождающих людей с ментальными и/или двигательными нарушениями, сотрудники музея тщательно выясняют особенности группы, консультируются с представителями и разрабатывают адаптированную программу занятия или экскурсии.

Если говорить о специальной программе в Гостиных дворах, то для гостей с ментальными нарушениями адаптированы экскурсии, музейно-образовательные занятия и мастер-классы. Разработаны музейные программы «Музей без границ» и «Музей одного солнца», где каждому посетителю с нейроотличиями будет интересно и познавательно.


Как вы мотивируете персонал для работы с посетителями с ОВЗ, как обучаете? Все ли сотрудники музея имеют такой опыт и нужные знания?

– В настоящее время не все сотрудники музея работают с гостями с ограниченными возможностями здоровья, и мы не ставим перед собой цель обязательного вовлечения всех специалистов в это направление. Работа с такими посетителями требует не только профессиональной подготовки, но и внутренней мотивации, личной включённости, индивидуального подхода. Поэтому обучение проходит тот, кто действительно заинтересован в этой сфере.

Профессиональную подготовку прошли трое сотрудников. Одна из них сейчас в декретном отпуске, а двое активно реализуют инклюзивные программы на площадке историко-архитектурного комплекса «Архангельские Гостиные дворы».

Сотрудники музея принимают участие в профильных образовательных курсах и программах. Например, старший научный сотрудник Татьяна Анисимова и младший научный сотрудник Алевтина Копылова прошли обучение в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля в Москве в рамках программы профессионального развития музейных специалистов в области инклюзии. По итогам программы был разработан грантовый проект «Радужное солнце». К сожалению, финансовой поддержки он не получил. Но мы постараемся реализовать его своими силами, ведь он по-прежнему важен и актуален. Участниками станут учащиеся Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 31 г. Архангельска.

Дополнительно Алевтина Александровна прошла очный курс повышения квалификации «Основы русского жестового языка» в ЧПОУ УЦ «Оптимист». Эти знания особенно ценны в нашей повседневной работе, когда важно обеспечить качественную коммуникацию с посетителями, использующими жестовую речь.

Мы убеждены, что инклюзия – это не формальное требование, а процесс, требующий вдумчивого, уважительного и профессионального подхода. Именно с таким пониманием и работают наши сотрудники, кто выбрал это направление.

Как вы информируете людей с инвалидностью о доступных услугах и возможностях музея?

– В рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» действует информационно-аналитический портал, размещенный в открытом доступе. На базе портала создана специализированная карта доступности социальных объектов, где каждый может ознакомиться со множеством социальных учреждений в том или ином городе, а также оценить их оснащенность для определенных категории инвалидов.

Кроме этого, сайт музея предполагает версию для слабовидящих. Поэтому посетители, имеющие проблемы со зрением, могут ознакомиться со всей информацией о мероприятиях.

Какие вы дальше будете развивать доступную среду? И будете ли?

– В отделе «Музей природы» планируется обустройство второго этажа. Там разместится новая экспозиция, которая расширит возможности музея для проведения познавательных и интерактивных мероприятий.

Также в планах инклюзивный проект, направленный на создание специализированной программы занятий для слабовидящих и незрячих посетителей. Кроме того, планируется дополнить и разнообразить уже существующие программы для людей с ментальными особенностями. Мы стремимся сделать музейное пространство по-настоящему доступным и интересным для всех.
Беседовала Елена Соловьева
Фото АТОР