Напомним, «Невские Сезоны» адаптировали для туристов с особыми потребностями Национальный туристский маршрут в Санкт-Петербурге: «Петербург. Петр. От первого камня до небоскреба».
Процесс, по словам генерального директора «Невских Сезонов» Кирилла Соколова, можно условно разделить на четыре больших этапа. Хорошая новость заключается в том, что большинство из них не требуют серьезных финансовых вложений и доступны даже небольшой компании.
«Надо разговаривать с экспертами. Первое, это, конечно, общественные организации, которые работают с людьми с инвалидностью. В каждом регионе есть десятки таких организаций. Просто гуглите, звоните, говорите о своей идее, что вы хотите адаптировать маршрут для туристов, встречаетесь, обсуждаете, чем можете быть друг другу полезны. Эти организации чаще всего очень открыты, готовы делиться информацией, готовы помогать. Это, опять же, чаще всего все бесплатно», – советует Кирилл Соколов.
Помимо общественных организаций, неоценимую помощь могут оказать музеи с инклюзивными практиками, библиотеки для слепых и слабовидящих, которые есть в 51 регионе, а также другие туроператоры, уже имеющие аналогичный опыт.
Самостоятельное обследование маршрута - это одно из самых трудоемких действий, но оно абсолютно необходимо. Полагаться только на официальные документы при планировании реального маршрута нельзя, помогут только личный осмотр и замеры.
«Существует разрыв между документом и реальностью. То есть у каждого объекта показа есть паспорта доступности. Но на каждый объект нужно идти самостоятельно, самостоятельно все замерять, проверять, смотреть, как это работает и так далее», – предупреждает г-н Соколов.
Работа «Невских сезонов» по обследованию всех гостиниц, объектов показа и пешеходных маршрутов заняла около двух месяцев. Это кропотливый процесс, но только он дает реальное понимание возможностей и ограничений маршрута.
Один из самых частых вопросов, который задают директора туроператоров: «А где брать людей?». В «Невских сезонах» нашли решение, создав рабочую группу из трех ключевых источников. Во-первых, это молодые сотрудники внутри компании.
«Как только мы запустили этот проект, мы спросили, кто хочет заниматься темой инклюзивного туризма... И несколько сотрудников откликнулось. Это было для меня в какой-то момент удивительно, но все они моложе 30 лет... зуммеры оказываются более идейными, более, может быть, вдумчивыми, серьезными. И готовы работать на таких направлениях, которые несут высокую ценность», – отметил гендиректор «Невских Сезонов».
Второй источник – это студенты, для которых работа над проектом может стать темой диплома и бесценной практикой.
Третий – заинтересованные экскурсоводы. Таким образом, можно сформировать группу из 10-12 человек, которые будут работать в рамках своих обязанностей или на энтузиазме.
Без понимания специфики работы с разными нозологиями все предыдущие этапы теряют смысл.
Когда знания получены, маршрут обследован, а команда готова, наступает четвертый этап – тестовые экскурсии и туры. Это единственный этап, требующий финансовых вложений, но именно он показывает жизнеспособность проекта. Опыт «Невских сезонов» показал, что инклюзия возможна не только в формате специализированных заездов, но и внутри обычных сборных групп.
«16 туристов с инвалидностью мы их приняли в составе наших классических сборных туров. Благодаря тому, что мы почти два года в проекте инклюзивного туризма, мы научились общаться с такими людьми и с их сопровождающими. И научились понимать, кого с какой степенью инвалидности мы можем включить в наши классические сборные туры. Это и есть настоящая инклюзия», – с гордостью констатирует Кирилл Соколов.
Такой подход не только расширяет клиентскую базу, но и выполняет важную социальную миссию, меняя отношение общества.
Но не стоит забывать и о реальных проблемах, с которыми столкнется любой туроператор: нехватка адаптированных гостиничных номеров, отсутствие специализированного транспорта в регионах и сложности с получением музеями скидок для туристов с инвалидностью в рамках агентских договоров.
Решение этих вопросов – это уже системная работа с местными властями и департаментами туризма. Без их повышенного внимания к вопросу возможности туроператоров для развития инклзивного туризма в России ограничены. Несмотря даже на то, что бизнес активно включился в процесс адаптации маршрутов, многие системные и финансово емкие решения, такие как создание инфраструктуры и доступной городской среды, оборудование объектов, должны приниматься и воплощаться в жизнь силами властей.
Вместе с тем, подводя итоги, Кирилл Соколов призывает коллег не бояться начинать этот путь. Адаптация маршрутов для инклюзивного туризма – это сложный, но абсолютно реализуемый проект, который начинается не с денег, а с желания и готовности учиться и меняться.
«Надеюсь, что я кого-то вдохновил, всегда готов ответить на вопросы и чем-то помочь, что уже прошли мы», – заключает эксперт.