«На одном рейсе летает в среднем два маломобильных пассажира»

В авиакомпании Nordwind рассказали, как обслуживают маломобильных туристов, как для этого обучают бортпроводников, по каким правилам перевозят пассажиров с ОВЗ и какие направления для полетов они чаще всего выбирают.
Пассажир на коляске в аэропорту Пулково. Фото АТОР

В Nordwind проекту «Туризм неограниченных возможностей» рассказали, что по статистике за начало 2025 года в среднем на одном рейсе авиакомпании летают два маломобильных пассажира.

«В последние годы количество пассажиров с ОВЗ возросло. Что связано, в том числе, с повышением мобильности данной категории пассажиров и улучшением уровня доступности перевозок, с развитием безбарьерной среды» – говорят в авиакомпании.

Ранее мы писали, что доля маломобильных пассажиров значительно выросла и согласно статистике аэропортов. Причину эксперты называли аналогичную: чем доступнее перелеты для туристов с особенностями здоровья, тем чаще они выбирают авиационный транспорт. А развитие доступных маршрутов в разных регионах страны создает дополнительные стимулы для путешествий.


В начале 2025 года, рассказали в авиакомпании, наибольшее количество маломобильных пассажиров воспользовались рейсами в Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Москву, Уфу и Калининград.

Как летают в самолетах пассажиры с ОВЗ

На рейсах Nordwind пассажир с ОВЗ имеет возможность выбрать место для размещения на борту самолета (кроме мест на аварийном ряду) при бронировании билета и в процессе онлайн регистрации. При регистрации в аэропорту маломобильность также учитывается для более комфортного размещения. Сопровождающие летят рядом.


Для пассажиров, нуждающихся в медицинской помощи, также возможна регистрация через врачебный здравпункт аэропорт.


Пассажирам с ОВЗ в аэропорт рекомендовано прибыть заранее – за 2,5 часа до вылета. Чтобы получить весь комплекс необходимых услуг в аэропорту и при посадке, персонал воздушной гавани следует оповестить о своем прибытии. В разных аэропортах это можно сделать разными способами: через специальные телефонные аппараты на привокзальной площади, через интерактивные информационные стойки или терминалы вызова специальной помощи, по телефону справочной службы аэропорта, со специальной кнопки на входе в терминал или обратившись на стойку регистрации.


По общей практике в крупных аэропортах создаются все условия для того, чтобы маломобильный пассажир мог справляться с предполетными формальностями максимально автономно, но помощь все равно всегда наготове. И оказывается зачастую не только пассажирам с инвалидностью, но и любому, кто в ней нуждается: пожилым людям, пассажирам с детьми и временно маломобильным (пассажирам со сломанной ногой, например).

Пассажиры с ОВЗ на стойке регистрации обслуживаются без очереди. А в крупных хабах (как аэропорт Санкт-Петербурга Пулково), есть также отдельные зоны ожидания для этой группы пассажиров.


Электрическое кресло-коляску нужно сдавать в багаж через стойку негабаритного багажа. Эта бесплатная услуга оформляется при регистрации в аэропорту. В самолет пассажир попадает на подменной коляске аэропорта. На механической можно доехать прямо до посадки на борт и получить ее обратно у выхода из самолета по прилету. Костыли, трость, складные ходунки могут перевозиться в пассажирском салоне.

Маломобильных пассажиров первыми сажают в самолет (поэтому прийти на посадку следует за 40 минут до отправления рейса) и последними приглашают к выходу.

«Для обеспечения безопасности, удобства и доступности самолеты авиакомпании оснащены креслами-колясками, которыми пассажир может воспользоваться для передвижения на борту во время горизонтального полета. На широкофюзеляжных самолетах имеются просторные туалетные комнаты, оборудованные специальными поручнями. Для незрячих, слабовидящих пассажиров инструкция по использованию аварийно-спасательного оборудования и расположения аварийных выходов дублируется в шрифте Брайля. При необходимости бортпроводник всегда готов провести индивидуальный инструктаж», – рассказали в авиакомпании.

«Авиакомпании уделяют особое внимание пассажирам с ОВЗ, особенно при задержках рейсов или сбойных ситуациях. В Nordwind тоже говорят, что этой категории пассажиров предоставляют услуги по ФАП, по возможности, в числе первых. А перевозчик постоянно взаимодействует с обслуживающими организациями в аэропортах и обменивается информацией о планируемых перевозках маломобильных пассажиров.

Как обучают бортпроводников для работы с пассажирами с ОВЗ

Общую информацию о правилах перевозок и обслуживанию пассажиров специальных категорий бортпроводники изучают при первоначальном обучении в авиационном учебном центре. И далее каждые два года – при прохождении курсов повышения квалификации. Эта дисциплина является обязательной и называется «Организация обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использование технических средств и оборудования».


В руководящих документах авиакомпании, которые бортпроводники используют в своей работе, представлена информация о категориях пассажиров, которые принимаются к перевозке, условиях их приема и предоставления им услуг, особенностях посадки/высадки и размещения в самолете, а также о специальных международных кодах обозначения категорий пассажиров, по которым бортпроводники могут ориентироваться и понимать какие конкретно виды услуг они могут оказать клиенту.

«Это может быть пассажир с сопровождением или без, с собакой-проводником, пассажир с личным кислородным устройством и так далее. Исходя из этой информации, бортпроводники выстраивают конкретный алгоритм работы с конкретным пассажиром. Эту информацию они получают заблаговременно, до прибытия пассажира на борт, от наземных служб», – поясняют представители Nordwind.

Бортпроводников также обучают, как, согласно международным рекомендациям, общаться со специальными категориями пассажиров и использовать термины с учетом индивидуального подхода к особенностям пассажира и правил этикета.

Перевозчик учитывает потребности клиентов и придерживается принципов равного отношения ко всем пассажирам без исключения, при этом уделяя особое внимание тем, кто в этом нуждается», – говорят в авиакомпании.

Екатерина Тропова
Фото и видео: АТОР

предыдущие публикации

Показать еще