— Можете привести примеры успешных проектов?— В 2022 году, благодаря гранту от благотворительного фонда «Свет», Музей музыки реализовал проект «Трогательные истории о русском музыкальном театре». Этот цикл занятий проходил в отделах РНММ – Музее Ф.И. Шаляпина и Музее-квартире Н.С. Голованова.
Николай Семенович Голованов был выдающимся советским дирижером, композитором, пианистом и педагогом, который с 1948 по 1953 год (с перерывами) занимал пост главного дирижера Большого театра. Он также был художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. Его работа в Большом театре, а также с оркестром Всесоюзного радио оказала значительное влияние на развитие русской музыкальной культуры.
Чтобы передать масштаб его личности, а также отразить психологический портрет героя, для людей с ОВЗ были созданы тактильные копии его личных вещей: портфеля, дирижерской палочки, нотных партитур и даже слепка его руки. Поскольку Голованов был также коллекционером, некоторые предметы искусства были воссозданы в виде тактильных копий.
В 2025 году Музей музыки вновь выиграл грант фонда «Свет» и планирует создать доступную среду для слабовидящих в музее П.И. Чайковского. В рамках этого проекта будет запущен цикл занятий, посвященный русскому балету. Это амбициозная задача – адаптировать визуальное искусство танца для слабовидящих и незрячих людей, объединив звуковые и тактильные образы.
— Кто проводит занятия и как организована работа?Два специалиста Музея прошли обучение для работы с посетителями специальных категорий и получили сертификаты. Однако и многие другие экскурсоводы готовы к работе с инклюзивными группами, поскольку часто такие посетители часто присоединяются к общим экскурсиям без предварительного уведомления. Большой опыт помогает находить подход к каждому гостю.
Финансирование через гранты позволяет решать ресурсоемкие задачи. На полученные средства в первую очередь благоустраивается пространство Музея, а затем на этой базе внедряются новые программы. Важно, что это не разовые акции: созданные тактильные макеты остаются в экспозициях, а циклы занятий регулярно повторяются. Такой подход гарантирует, что посетители смогут тактильно осмотреть все то, о чем ведется рассказ в музее.
Более подробную информацию о программах мы собрали
в специальном разделе на сайте.