«Амбициозная задача – адаптировать искусство танца для незрячих людей, объединив звуковые и тактильные образы»

Как работают с незрячими и слабовидящими посетителями, помогая им погрузиться в мир классики, рассказала методист Российского национального музея музыки Полина Шубина.
Методист Российского национального музея музыки Полина Шубина. Фото предоставлено спикером.
— Расскажите, пожалуйста, о музее и его аудитории, о посетителях с ограниченными возможностями здоровья

— Российский национальный музей музыки (РНММ), основанный в 1912 году, – один из старейших и крупнейших музыкальных музеев мира. Коллекция его насчитывает около миллиона предметов. В фондах хранятся ценные нотные и литературные авторские рукописи, редкие издания, аудиозаписи, пластинки, уникальные документы, связанные с жизнью и творчеством российских и зарубежных музыкальных деятелей.

К нам регулярно приходят люди с ограниченными возможностями здоровья в составе экскурсионных групп. Специализированные экскурсии проводятся в среднем дважды в месяц. Основная аудитория инклюзивных программ – люди с нарушениями зрения, а также посетители с РАС. Учитывая нашу специфику, работа со слабослышащими посетителями не является профильным направлением.

— Как музей организует доступную среду для своих гостей?

— Российский национальный музей музыки активно работает над формированием доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, стремясь сделать мир музыки открытым для каждого. В состав музея входят собственно Музей Музыки (ул. Фадеева, 4), музей С.С. Прокофьева, Музей-усадьба Шаляпина, Музей П.И. Чайковского в Москве, Музей-квартира Н.С. Голованова и Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера.

Однако не во всех отделах возможно создать полноценную доступную среду, поскольку некоторые здания являются памятниками архитектуры. Главное же здание Музея музыки оборудовано лифтом, в наличии есть две коляски.

Для незрячих и слабовидящих гостей в экспозициях музеев представлены тактильные макеты и интерактивные экспонаты. Для комфортного пребывания посетителей с ментальными особенностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС), разработаны навигационные схемы и сенсорные карты с указанием «шумных» и «тихих» зон. Специальные презентации (социальные истории) помогают гостям с РАС заранее подготовиться к визиту, узнать, что их ждет на каждом этапе экскурсии. Это снижает тревожность и позволяет лучше усвоить материал.

— По какому принципу строятся экскурсии и программы?

— На экскурсиях посетители не просто знакомятся с музыкальной культурой народов мира, но и получают возможность создавать музыку. Участники могут освоить базовые принципы игры на разных инструментах, например, гуслях, барабане, скрипке и др. Также посетители, играя на шумовых инструментах, создают настоящий оркестр.

Основной площадкой в главном здании Музея музыки для работы с посетителями с ОВЗ является постоянная экспозиция. Однако принцип интерактивности реализуется в том числе и на выставке «Музыкальная эволюция: от камней до нейросетей», где можно проследить развитие музыки с древнейших времен до современности. С помощью интерактивных экспонатов выставка в доступной форме рассказывает о сложных концепциях. Здесь можно узнать, какую роль музыка играла в древние времена, откуда появились ноты, может ли композитора заменить искусственный интеллект и многое другое.

Каждый экспонат сопровождается описанием, в том числе и написанным шрифтом Брайля.
Некоторые программы, включенные в постоянный репертуар Музея, могут быть адаптированы. Например, по запросу благотворительных фондов, организаций и реабилитационных центров Музей музыки разрабатывает циклы программ, соответствующие целям и задачам конкретной аудитории.



— Можете привести примеры успешных проектов?

— В 2022 году, благодаря гранту от благотворительного фонда «Свет», Музей музыки реализовал проект «Трогательные истории о русском музыкальном театре». Этот цикл занятий проходил в отделах РНММ – Музее Ф.И. Шаляпина и Музее-квартире Н.С. Голованова.
Николай Семенович Голованов был выдающимся советским дирижером, композитором, пианистом и педагогом, который с 1948 по 1953 год (с перерывами) занимал пост главного дирижера Большого театра. Он также был художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. Его работа в Большом театре, а также с оркестром Всесоюзного радио оказала значительное влияние на развитие русской музыкальной культуры.

Чтобы передать масштаб его личности, а также отразить психологический портрет героя, для людей с ОВЗ были созданы тактильные копии его личных вещей: портфеля, дирижерской палочки, нотных партитур и даже слепка его руки. Поскольку Голованов был также коллекционером, некоторые предметы искусства были воссозданы в виде тактильных копий.
В 2025 году Музей музыки вновь выиграл грант фонда «Свет» и планирует создать доступную среду для слабовидящих в музее П.И. Чайковского. В рамках этого проекта будет запущен цикл занятий, посвященный русскому балету. Это амбициозная задача – адаптировать визуальное искусство танца для слабовидящих и незрячих людей, объединив звуковые и тактильные образы.

— Кто проводит занятия и как организована работа?

Два специалиста Музея прошли обучение для работы с посетителями специальных категорий и получили сертификаты. Однако и многие другие экскурсоводы готовы к работе с инклюзивными группами, поскольку часто такие посетители часто присоединяются к общим экскурсиям без предварительного уведомления. Большой опыт помогает находить подход к каждому гостю.
Финансирование через гранты позволяет решать ресурсоемкие задачи. На полученные средства в первую очередь благоустраивается пространство Музея, а затем на этой базе внедряются новые программы. Важно, что это не разовые акции: созданные тактильные макеты остаются в экспозициях, а циклы занятий регулярно повторяются. Такой подход гарантирует, что посетители смогут тактильно осмотреть все то, о чем ведется рассказ в музее.
Более подробную информацию о программах мы собрали в специальном разделе на сайте.
Беседовала Елена Соловьева
Фото предоставлено спикером

предыдущие публикации

Показать еще