Ксения Иванченко, руководитель рабочей группы по адаптации маршрута «Петербург. Петр. От первого камня до небоскреба» туроператора «Невские Сезоны», поделилась опытом создания трех отдельных направлений для маломобильных туристов, а также для людей с нарушениями зрения и слуха.
В рамках подготовки маршрутов в регионе уже аттестовали гидов-переводчиков русского жестового языка, в рамках госсубсидий приобрели 44 радиогида и столько же сенсорных комплектов для туристов с ментальными нарушениями и изготовили сурдогиды обзорных экскурсий.
В 2025 году планируется приобретение складных кресел для брендированного вагона «Екатеринбург-Алапаевск», что увеличит количество доступных мест для туристов.
Свердловскую область уже посещают около 200-300 туристов с инвалидностью за сезон (без учета местных жителей). Сейчас, в числе прочих, на территории региона туристов с ОВЗ, включая ментальные нарушения, готовы принимать и два национальных маршрута: «Демидовский маршрут» и «Императорский маршрут».
Важным выводом из состоявшейся дискуссии стала также и необходимость тесного взаимодействия всех участников процесса: объектов показа, отелей, ресторанов, туроператоров, транспортных компаний, властей и экспертов. Опыт каждого может стать решающим для достижения результата.
Чем полезно широкое обсуждение сложных вопросов адаптации национальных маршрутов под потребности туристов с ОВЗ, своими выступлениями подчеркнули заместитель министра туризма Тверской области Надежда Выскубова и заместитель директора по развитию Всероссийского историко-этнографического музея Торжка Валерии Даниловой, которые рассказали про адаптацию межрегионального маршрута «Государева дорога».
Он проходит сразу по четырем регионам: Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям. Это одновременно делает его особенно привлекательным для путешественников, но и сложным с точки зрения организации логистики для гостей с ОВЗ. Подчеркивая важность коллективной работы над развитием инклюзии в России, г-жа Выскубова обратила внимание на деятельность АТОР в этой области, в частности, на систематизацию сведений и выработке методологии для первичной оценки объектов туристической инфраструктуры с точки зрения подготовленности к приему гостей с ОВЗ.
Также эксперты из Тверской области подчеркнули высокую значимость психологической готовности обеих сторон – и представителей турбизнеса, и объектов, к приему туристов с ОВЗ. По их оценкам, более 90% гостей с ограничениями здоровья потенциально готовы путешествовать. Но уровень осведомленности об имеющихся для этого возможностях – достаточно низкий.
Отчасти эту проблему также помогает решить проект АТОР «Туризм неограниченных возможностей».
С точки же зрения готовности инфраструктуры эксперты подчеркнули, что в рамках их программы особенную проблему представляет доступность объектов, особенно тех, которые имеют статус памятников культурного наследия.
Например, Тверской императорский дворец, один из ключевых объектов маршрута, не имеет пандусов – в силу статуса охраняемого памятника архитектуры. Это ограничивает доступность для туристов на колясках. В Торжке были адаптированы три объекта для людей с ОВЗ, но большинство объектов музея, являющихся памятниками культурного наследия, также не могут быть полностью адаптированы из-за законодательных ограничений.
В музее проводятся экскурсии для людей с ментальными нарушениями, но для этого требуется специальная подготовка персонала.
Кадровый вопрос, стоит заметить, остается актуальным не только в контексте обслуживания туристов с ментальными нарушениями. Обучение экскурсоводов, сотрудников музеев, гостиниц и объектов питания также является неотъемлемой частью адаптации. И нехватка персонала, обладающего специальными знаниями и навыками, наблюдается почти повсеместно.
В качестве решения Марина Чернова, директор ассоциации глухих и слабослышащих экскурсоводов, предложила обучать гидов из числа людей с нарушениями слуха.
Однако Александр Гагарин, руководитель комитета РСТ по культурно-познавательному туризму, отметил, что для работы именно на национальных туристических маршрутах гидам требуется минимум три года стажа, чтобы пройти соответствующую аттестацию. И это, наряду с транспортным и инфраструктурным вопросом, становится одним из краеугольных камней в развитии всей системы адаптации маршрутов